Четверг, 28 марта 2024

Праздник Белого месяца

«Сагаалган — праздник надежды, света и добра»

Празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям Центральной Азии, ко временам, предшествовавшим эпохе Чингисхана. Но вот в 12 веке на территорию Монголии проникает буддизм, и именно буддийским ламам можно приписать перенос самого главного праздника на первое весеннее новолуние - в соответствии с биографией Будды Шакьямуни. Такова дата известных событий, когда Будда Сиддхартха Гаутама доказал шести мудрецам-брахманам всю несостоятельность их философии. Доказательство Будды и стало символом со значением - тонким серпиком: после самой темной ночи последнего зимнего месяца, стыка старого инового, «бутуу удэр», или по-монгольски «лавай», наступает самый светлый и самый добрый праздник - Новый год по лунному календарю. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Название праздника происходит от слова «сагаан» — белый. «Белый месяц» изначально считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Этог праздник ждали и маленькие дети, и старики. Готовились к нему серьезно все здоровые и сильные члены семей.

В старину Сагаалган отмечался бурятами иначе, чем сегодня. Но благодаря уважению к своим традициям, благодаря исследованиям ученых и ожиданию счастья из года в год "каждым человеком на Земле мы можем с уверенностью представить себе обычай готовиться к этому празднику загодя - еще за месяц собирались соседи и родственники, обсуждая приготовления. В каждой юрте наводился безупречный порядок, мужчины обновляли основной символ и свою гордость - коновязь, и даже собакам надевали новые ошейники. Женщины шили новые наряды, и как же потом празднично, в полной гармонии с природой смотрелись эти удивительные красочные костюмы, дыгылы и островерхие шапки на фоне просыпающейся степи... К празднику готовили подарки. Нужно было много штук китайского шелка, чтобы сделать из него хадаги, чаще всего голубого цвета - символизирующего уважение и почет, - множество полезных предметов" и просто сувениров. Чистили утварь и посуду, обсуждали особое новогоднее меню праздника. Вокруг - атмосфера сосредоточенной радости, и даже скупое зимнее солнце становилось ярче, как окунувшаяся в аршан тарелка.

Каждая семья старалась «очиститься» перед Новым годом, а верующие посещали астролога, чтобы составить гороскоп на грядущий год, готовили специальный новогодний алтарь, присутствовали на молебнах в канун праздника и после него.

 

Тем, кто родился в год с соответствующим циклическим знаком, обязательно дарили фигурку животного из войлока или дерева. А малышам помимо вкусностей и игрушек дарили деньги. Этот обычай, как и все перечисленное выше, сохранился и по сей день.

В ночь праздника, на стыке старого и нового года семья усаживалась за стол в ожидании. Застегнутые на все пуговицы своих костюмов, пили чай. А когда наступал праздник принимались за угощения. Основу большинства блюд составляли продукты из молока и мяса. Большого искусства достигали хозяйки в канун Сагаалгала, когда молочная пища являлась не просто угощением, а символом благополучия в наступающем году. Почетным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, готовились буузы (позы), пельмени, саламат, варился бухлер. Хозяйки готовили уураг (молозиво), айран (творог), тараг (простоквашу), айраг (кислое квашеное молоко), ормэ (сушеные пенки) множество других изысков. Традиционно праздничная молочная водка подавалась только тем, кому уже исполнилось полвека. Эти уважаемые люди, воспитавшие детей и поставившие свое хозяйство, могли себе позволить расслабиться именно таким, алкогольным, способом. Но только они. Бурятские дети в праздничные дни очень хорошо прибавляют в весе - потому что, прежде всего, за пределами своего дома принято угощать именно детей: буузы - каждому карапузу. Молодежь собиралась в большую группу, и объезжали в первый день Сагаалгана все дворы в улусе, получая угощения, посещали всех родственников. В праздничные дни Белого месяца проводилось множество веселых подвижных и не очень подвижных игр: соревновались в стрельбе в лодыжки (шагаай харбаан), ломали кость кулаком (рээр шаха), играли в шахматы и домино-дулун. И. Конечно же, как без ехора (традиционный хоровод с соответствующим пением).

Бурятское население с нетерпением ждет наступления праздника. Ведь легализация праздника для бурят означала уважение к культуре народа, возрождение забытой традиции. На сегодняшний день, согласно исследованиям Бурятского института общественных наук, Сагаалган празднуют около 90 процентов бурят независимо от своего общественного статуса, образования и возраста.

В АУСО РБ «Бабушкинский психоневрологический интернат» 19 февраля 2015 года для проживающих граждан будет организовано праздничное мероприятие, целью которого является приобщение подопечных к самобытной культуре и обычаям бурят, развитие познавательных навыков через бурятский фольклор, воспитание чувств коллективизма и взаимоуважения. Подготовка к празднику началась задолго до его наступления.

В ходе мероприятия планируется праздничный концерт, на котором граждане проживающие исполнят песни и стихи, посвящённые празднованию Нового года по восточному календарю, весёлые конкурсы и викторины, бурятские игры, исполнение национального танца «Ёхор».

Подопечный Владимир Балаганский написал замечательное стихотворение, посвящённое «Сагаалгану», которое также прозвучит на празднике:

 

Белый месяц светит ярко,

Туч не видно вдалеке,

Раздаётся звон молений,

Ламы ходят по земле,

И божественным обрядам

Молят – Новый год, приди!

И зовёт душа невольно-

Сагаалган, к нам приходи!

Белой пищей стол уставлен,

Знак барана правит годом,

Уходящий год проводим

Пусть уходят все невзгоды!



В конце мероприятия для проживающих граждан планируется праздничный обед, на котором подопечных угостят национальным блюдом «бууза».